Сальпингоофорит – что это за заболевание?

Сальпингоофорит, или аднексит – это воспаление маточной трубы, яичника и связочного аппарата, то есть маточных придатков. Это одно из самых опасных заболеваний женских половых органов, которое негативно влияет на репродуктивное здоровье женщины, ее способность к вынашиванию и рождению здорового ребенка, а также на общее состояние организма.

Сальпингоофорит, или аднексит - причины и лечение

Заболевание может носить острый, подострый или хронический характер течения. В зависимости от локализации поражения выделяют односторонний (правосторонний или левосторонний) и двусторонний сальпингоофорит.

Причины сальпингоофорита

Непосредственная причина развития воспалительного процесса – попадание инфекции в яичники и маточные трубы восходящим или нисходящим путем.

При этом инфекционным агентом могут выступать совершенно разные патогенные микроорганизмы: стрептококки, гонококки, стафилококки, энтерококки, микобактерии туберкулеза, вирусы, хламидии, эшерихии и др. Как правило, инфекция передается половым путем и проникает в трубы из влагалища. Также возможно распространение ее из других очагов с током крови или лимфы, например, при тонзиллите, гайморите и прочих инфекционно-воспалительных процессах.

Сальпингоофорит, или аднексит - причины и лечение

Основные факторы риска развития сальпингоофорита:

• беспорядочные половые связи;
  • нездоровый образ жизни, употребление большого количества алкоголя;
  • аборты;
  • нарушение правил гигиены половых органов;
  • различные хронические инфекционные заболевания организма;
  • стрессы, эмоциональные перегрузки;
  • переохлаждения, в особенности ног, таза и поясницы;
  • снижение иммунитета.

Острый сальпингоофорит

Клинические признаки заболевания разнообразны и зависят от нескольких факторов, в том числе от индивидуальных особенностей организма женщины.

Сальпингоофорит, или аднексит - причины и лечение

Основные симптомы острого сальпингоофорита:

• сильные боли внизу живота, иррадиирующие в анус, крестец и поясницу;
  • температура тела 39-40 °С, озноб;
  • слабость, повышенная утомляемость;
  • тошнота, иногда рвота;
  • гнойные или слизистые выделения из половых путей;
  • нарушения мочеиспускания.

Выраженная симптоматика сохраняется в течение 7-10 дней, после чего выраженность болей снижается, нормализуется температура тела. Однако это не всегда означает улучшение состояния – если терапия не была проведена (или было неадекватное лечение/самолечение), воспалительный процесс переходит в хроническую форму. Именно поэтому при появлении каких-либо из перечисленных признаков нужно обратиться к квалифицированному специалисту.

Хронический сальпингоофорит

Это прямое следствие перенесенного острого или подострого воспаления придатков матки. К причинам относят, как правило, ненадлежащее лечение острой формы или его отсутствие. Заболевание имеет затяжное течение с периодическими обострениями.

Основные симптомы хронического сальпингоофорита:

• тупые, ноющие боли в нижних отделах живота различной интенсивности, которые могут иррадиировать в поясницу, прямую кишку, бедро;
  • патологические выделения из влагалища;
  • раздражительность, нервозность, бессонница, депрессивные состояния;
  • нарушения менструации;
  • сексуальные расстройства: снижение полового влечения, боли во время или после полового акта.

Обострение хронического сальпингоофорита может возникнуть в связи повторным инфицированием, усилением патогенных свойств возбудителя, снижением защитных сил организма женщины. В этом случае происходит резкое ухудшение состояния: усиливаются боли, повышается температура, появляются гнойные выделения из половых путей. Диагностические исследования выявляют воспалительные изменения маточных придатков различной выраженности.

Диагностика сальпингоофорита

Диагностика сальпингоофорита включает в себя следующие методы и исследования:

1. Прием гинеколога;
2. УЗИ органов малого таза;
3. Лабораторные исследования;
4. КТ,  МРТ;
5. Эндоскопические, лапароскопические методы исследования.

Гинекологический осмотр пальпаторно выявляет болезненное увеличение придатков матки справа – при правостороннем сальпингоофорите, слева – при левостороннем, с обеих сторон – при двустороннем поражении. Кроме того, можно определить ограниченную подвижность тела матки (спаечный процесс), а также образования в области придатков матки.

Лечение сальпингоофорита

В первую очередь, женщина должна понимать, что ввиду особенностей течения заболевания не существует универсальной методики устранения его причин и симптомов. В связи с чем крайне не рекомендуется заниматься самолечением или пользоваться советами знакомых/рекламы/фармацевтов.

Схема лечения сальпингоофорита подбирается врачом в каждом конкретном случае индивидуально и зависит от многих факторов.

Общие направления терапии острой формы:

• антибактериальные препараты, подбираемые с учетом возбудителя;
  • если заболевание связано с вирусом – противовирусные;
  • противовоспалительные;
  • обезболивающие;
  • физиопроцедуры;
  • соблюдение диеты;
  • ограничение физических нагрузок, желателен постельный режим;
  • витаминотерапия, общеукрепляющие, иммуностимулирующие, иммуномодулирующие средства;
  • инфузионная терапия.

Лечение гнойных форм проводится путем лапароскопической операции, в ходе которой через небольшие отверстия в брюшной полости (5-7 мм) удаляется гной, устраняются спаечные процессы, а также проводится антисептическая обработка воспаленных тканей.

При развитии гнойного расплавления маточных придатков они полежат полному удалению.

Хроническая форма требует более длительного и расширенного курса лечения. При отсутствии противопоказаний со стороны других систем организма женщине рекомендуется санаторно-курортная терапия (минеральные воды, грязи и т.д.)

Осложнения

При отсутствии своевременного и грамотного лечения заболевание может иметь достаточно серьезные последствия, касающиеся не только репродуктивной системы женщины, но и всего организма в целом.

Осложнения острого сальпингоофорита:

• пельвиоперитонит – воспаление брюшины малого таза;
  • перитонит – воспаление брюшины;
  • абсцессы ректовагинального углубления;
  • межкишечные абсцессы;
  • спаечный процесс в малом тазу между трубой, яичником, маткой, стенкой таза, мочевым пузырем, сальником и петлями кишечника;
  • инфекционно-воспалительные процессы мочеполовых органов;
  • риск развития внематочной беременности;
  • невынашивание беременности.

Нелеченный сальпингоофорит, в особенности в гнойных формах, может привести к тяжелым последствиям, включая угрозу жизни.

Хронический двусторонний сальпингоофорит зачастую становится причиной бесплодия у женщин, которое впоследствии практически не поддается лечению.

Среди других неблагоприятных последствий хронической формы заболевания выделяют: непроводимость маточных труб, психосексуальные расстройства, нарушения со стороны эндокринной, сосудистой, нервной систем.

Профилактика

Любое заболевание легче предотвратить, чем лечить, и аднексит не исключение. Предотвратить развитие воспалительного процесса позволит соблюдение несложных рекомендаций: ведите здоровый образ жизни, избегайте стрессов и эмоциональных перегрузок, будьте разборчивы в сексуальных контактах и используйте барьерные методы контрацепции для профилактики ИППП и нежелательной беременности – основной причины абортов, соблюдайте правила личной гигиены, избегайте переохлаждений и не забывайте о регулярном (1 раз в полгода) посещении гинеколога.

Записаться на консультацию к гинекологу