Планирование семьи и беременности – это не только контроль рождаемости, как считалось в прежние годы. В современной трактовке это понятие включает в себя огромный комплекс различных мероприятий, основными целями которого являются рождение желанных и здоровых детей, а также снижение количества осложнений беременности и родов.

Планирование семьи и беременности для женщины

Как и когда рекомендуется планировать ребенка

Это очень ответственный шаг, требующий осознанности – малыш для супружеской пары должен быть желанным. Но и слишком оттягивать беременность не стоит, так как ввиду анатомо-физиологических особенностей женского организма оптимальный возраст для зачатия – от 18 до 35 лет.

В вопросе планирования беременности важное место занимает состояние здоровья будущих родителей. Женщине свой организм рекомендуется подготавливать в течение 3-4 месяцев до предполагаемого зачатия. Хотя этот срок может варьироваться в зависимости от текущего образа жизни и индивидуальных особенностей организма.

В первую очередь, надо отказаться от вредных привычек – курения, употребления алкоголя, различных психотропных веществ.

Одним из ключевых моментов подготовки является профилактика и своевременное лечение заболеваний, передаваемых половым путем, ведь это прямая угроза не только мочеполовой системе женщины, но и нормальному течению беременности и правильному развитию плода. При этом обязательна диагностика и клиническое подтверждение отсутствия в организме инфекции, так как некоторые из них могут протекать бессимптомно.

Кроме того, необходим контроль хронических заболеваний. Во время беременности многие системы женского организма подвергаются повышенной нагрузке – при ненадлежащем или несвоевременном лечении это может спровоцировать обострения и различного рода осложнения.

Налаживание режима труда и отдыха, питания, общее укрепление организма (прием витаминов – в особенности, фолиевой кислоты, умеренные физические нагрузки), минимизация стрессовых ситуаций являются неотъемлемыми составляющими в комплексе мероприятий по планированию семьи и беременности.

Планирование семьи и беременности для женщины

Какие обследования проходит женщина при подготовке к беременности

В обязательном порядке специалист назначит следующие анализы:

• общий анализ мочи;
  • развернутый анализ крови – проводится для определения общего состояния организма, позволяет выявить воспалительные процессы и различные отклонения от нормальных показателей;
  • биохимический анализ крови;
  • исследование крови на наличие антител к бледной трепонеме – возбудителя сифилиса (методом ИФА);
  • определение антител IgM, IgG к ВИЧ;
  • определение HbsAg, IgM и IgG к вирусному гепатиту В, антител к вирусному гепатиту С;
  • кровь на определение IgM и IgG к вирусу герпеса, IgM и IgG к цитомегаловирусу, IgM и IgG к токсоплазме;
  • исследование крови для определения группы крови и резус-фактора;
  • IgM и IgG к вирусу краснухи (действителен в течение 3 месяцев, а при наличии положительного результата анализа уровня IgG с высокой авидностью бессрочен) – необходим для решения вопроса о предварительной вакцинации, так как заболевание в период беременности крайне опасно как для женщины, так и для плода;
  • бактериологическое исследование (посев) отделяемого цервикального канала;
  • комплексное исследование системы гемостаза: АЧТВ, РФМК, тромбиновое время, фибриноген, тромбоциты, ПТИ по Квику, Антитромбин III, Д-димер;
  • анализ крови на онкомаркер СА125;
  • профиль для определения уровня гормонов в организме также очень важен для рождения здорового ребенка: Фолликулостимулирующий гормон (ФСГ), Лютеинизирующий гормон (ЛГ), Антимюллеров гормон (АМГ), Пролактин, Эстрадиол – на 3-7 день менструального цикла; по показаниям перечень гормонов может быть расширен;
  • исследование методом ПЦР отделяемого цервикального канала на хламидии, микоплазму, уреаплазму, вирус простого герпеса 1 и 2 типа, цитомегаловирус, ВПЧ качественный (при положительном результате — определение типа);
  • мазок на атипические клетки;
  • микроскопическое исследование отделяемого уретры, цервикального канала, влагалища на аэробные и факультативно-анаэробные микроорганизмы, грибы рода кандида, трихомонады.

Кроме этого, необходимо пройти:

• флюорографию (ее нужно проходить заранее, так как во время беременности процедура противопоказана);
  • кольпоскопию – исследование слизистой оболочки влагалищной части шейки матки;
  • УЗИ молочных желез – проводится на 5-9 день менструального цикла;
  • женщинам старше 35 лет — маммографию (при наличии патологии — заключение маммолога о возможности планирования беременности и использования половых стероидов);
  • ультразвуковое исследование органов малого таза (на 5-7 день менструального цикла);
  • ЭКГ;
  • обследование функции щитовидной железы: УЗИ, кровь на ТТГ (Тиреотропный гормон), свободный Т4 (тироксин);
  • УЗИ внутренних органов;
  • результаты ранее проводимого обследования по поводу бесплодия: гистологическое исследование, выписки и т.д.

На протяжении всего периода планирования беременности некоторые анализы и диагностики проводятся неоднократно для контроля динамики определенных показателей.

Планирование семьи и беременности для женщины

Потребуется также справка от терапевта о состоянии здоровья и возможности планирования и вынашивания беременности.

По показаниям специалист может направить женщину на консультацию гинеколога-репродуктолога, эндокринолога и других узких специалистов.

В вопросе планирования семьи и беременности очень важно соблюдать назначения специалиста и проходить все рекомендуемые обследования: современный темп жизни, постоянные стрессы, плохая экология, массовая распространенность ЗППП – эти и другие факторы негативно влияют на организм женщины, а любая патология (даже незначительная)  может привести к осложнениям течения беременности и сказаться на здоровье ребенка в будущем.

Планирование семьи и беременности в Москве

В нашей клинике Вы можете пройти все этапы подготовки к зачатию, что поможет свести к минимуму риск осложнений течения беременности и патологий у вашего будущего ребенка.

Записаться на консультацию к терапевту