Планирование семьи и беременности – очень ответственный шаг в жизни каждого человека, требующий осознанности, моральной и физической подготовки. При этом в народе, к сожалению, достаточно распространено ошибочное мнение, что это только женское дело.

Планирование семьи для мужчин

На самом деле, роль мужчины в этом вопросе гораздо важнее, чем может показаться на первый взгляд. И речь идет не о материальной стороне вопроса, а именно о готовности мужского организма с медицинской точки зрения – как для возможности непосредственно самого зачатия, так и для рождения здорового, крепкого ребенка.

Как правило, подготовка организма в среднем занимает 3-4 месяца. Хотя этот срок может варьироваться в зависимости от текущего образа жизни мужчины, а также индивидуальных особенностей его организма.

В первую очередь, мужчине надо отказаться от вредных привычек – курения, алкоголя, различных психотропных веществ. К этому же перечню относятся анаболические и гормональные препараты, часто используемые для улучшения физической формы.

Налаживание режима труда и отдыха, питания, общее укрепление организма (прием поливитаминов, занятия спортом), минимизация стрессовых ситуаций являются неотъемлемыми составляющими в комплексе мероприятий по планированию семьи и беременности.

Любому мужчине, даже не планирующему семью в ближайшее время, необходимо не допускать перегревов и переохлаждений в области половых органов, а также травм, носить нижнее белье из натуральных материалов, которое не сдавливает ткани – это важные рекомендации в комплексе профилактики заболеваний мочеполовой системы мужчины, в том числе и бесплодия.

Планирование семьи для мужчин

Одним из ключевых моментов подготовки является профилактика и своевременное лечение заболеваний, передаваемых половым путем (смотрите статью…), ведь это прямая угроза не только репродуктивной системе мужчины, но и нормальному течению беременности и правильному развитию плода в утробе матери. При этом обязательна диагностика и клиническое подтверждение отсутствия в организме инфекции, так как некоторые из них в определенные периоды могут протекать бессимптомно.

В вопросах планирования рождения ребенка нет «важных» и «неважных» моментов – все мероприятия имеют значение, ведь организм человека – единое целое, и любые (даже незначительные) сбои и отклонения могут повлиять на репродуктивную функцию мужчины.

С чего начать?

В любом случае мужчине сначала рекомендуется обратиться к специалисту, который проведет осмотр и сбор данных о состоянии здоровья (анамнез жизни, жалобы).

В перечень обязательных исследований в комплексе мероприятий по планированию семьи и беременности входят:

• общий анализ мочи;
  • развернутый анализ крови – проводится для определения общего состояния организма, позволяет выявить воспалительные процессы и различные отклонения от нормальных показателей;
  • биохимический анализ крови;
  • исследование крови на наличие антител к бледной трепонеме – возбудителя сифилиса (ИФА);
  • определение антител IgM, IgG к ВИЧ;
  • определение HbsAg, IgM и IgG к вирусному гепатиту В, антител к вирусному гепатиту С;
  • определение IgM, IgG к вирусу простого герпеса 1го и 2го типа;
  • исследование крови для определения группы крови и резус-фактора;
  • микроскопическое исследование (мазок) отделяемого простаты на аэробные и факультативные микроорганизмы, грибы рода Candida, трихомонады;
  • спермограмма — микроскопический анализ эякулята, который проводится с целью определения количества сперматозоидов (в 1 мл и во всей порции), их фертильности и морфологических характеристик, процентного соотношения активно-, слабо- и неподвижных сперматозоидов, соотношение живых и мертвых сперматозоидов, количество патологических форм, макроскопических характеристик (общего объема эякулята, цвета, вязкости, pH и др.), количества лейкоцитов, эпителия и других показателей;
  • ПЦР-12 – комплекс исследований методом полимерной цепной реакции на 12 половых инфекций;
  • профиль для определения уровня гормонов в организме также очень важен для рождения здорового ребенка: Фолликулостимулирующий гормон (ФСГ), Лютеинизирующий гормон (ЛГ), Пролактин, тестостерон (общий, связанный, свободный), глобулин, связывающий половые гормоны (ГСПГ).

Планирование семьи для мужчин

Кроме обязательных лабораторных исследований врач по показаниям может направить на консультацию андролога, уролога и других узких специалистов, а также на УЗИ органов мошонки, ТРУЗИ предстательной железы.

По итоговым результатам всех диагностик составляется план коррекции образа жизни, при необходимости – проводится лечение выявленных заболеваний.

Записаться на консультацию к терапевту