Паронихия – это инфекционное воспаление околоногтевого валика, сопровождающееся его нависанием над ногтем, отечностью и покраснением ткани, а также выраженной болезненностью, что доставляет значительный физический и эстетический дискомфорт.

Как правило, паронихия протекает в острой форме. В основном, эта патология встречается на руках.

Причины воспаления

Возбудителями воспаления являются инфекционные агенты: стафилококк, стрептококк и другие условно-патогенные микроорганизмы. Чаще всего они проникают через заусеницы и мелкие раны кожи при маникюре.

Другими предрасполагающими факторами развития воспалительного процесса являются:

• привычка грызть ногти, кусать пальцы, отрывать заусеницы;
  • хронические воспалительные процессы кожи;
  • травмы ногтевого валика;
  • постоянное воздействие на кожу пальцев химических веществ;
  • сахарный диабет;
  • недостаток витаминов в организме;
  • иммунодефицитные состояния.

Паронихия пальца на ноге проявляется чаще всего при вросшем ногте и вследствие нарушений техники выполнения и правил антисептики при педикюре.

Симптомы паронихии

Клинически паронихия пальца начинается с локального повышения температуры, покраснения и отечности тканей вокруг основания ногтя. Валик умеренно нависает над ногтевой пластиной.

Через 2-3 дня при надавливании на валик из-под него отходит гной. Возможно также и самопроизвольное его выделение.

Если гнойное содержимое распространяется под ногтевую пластинку, то она приобретает характерную желтоватую окраску.

Зачастую поражается корень ногтя, что проявляется усилением болей и осложнением течения заболевания.

Как правило, общее самочувствие не ухудшается, что является основной причиной затягивания с визитом к специалисту за медицинской помощью.

При отсутствии грамотного лечения паронихия пальца (как на руке, так и на ноге) происходит распространение инфекции в окружающие ткани, вызывая глубокий панариций, который в запущенных случаях ведет к ампутации пальца.

Кандидозная паронихия

Это воспаление околоногтевой ткани, вызванное грибами рода Кандида. Проявляется также болезненностью, отеком и покраснением ногтевого валика, выделением белого гноя. Возможен небольшой зуд. Кандидозная форма отличается от паронихии, вызванной стафилококками и стрептококками, тем, что в процесс постепенно вовлекается ногтевая пластина – она становится желтой, тусклой, рыхлой, затем разрушается. При отсутствии лечения заболевание переходит в хроническую форму с тотальным поражением ногтей и тканей всех пальцев.

Хроническая паронихия

Это рецидивирующее или длительно протекающее воспаление околоногтевого валика.

Симптоматика в данном случае схожа с острой формой, но при этом характеризуется затяжным течением. В большинстве случаев накопления гнойного содержимого не происходит. Возможны также потеря кутикулы, отслоение валика от ногтя и деформация ногтевой пластины.

В основном, хронизация заболевания обусловлена постоянным воздействием на кожу пальцев воды, механических или химических веществ, частыми травмами кожных покровов.

Диагностика

Как правило, паронихия определяется визуально в ходе осмотра. Лабораторные анализы и исследования проводятся для выявления возбудителя инфекционного процесса, дифференцирования с другими заболеваниями, которые могут скрывать паронихию (онихомикоз, гангренозная пиодермия и другие), а также выявления патологий, способствующих развитию воспалительного процесса (болезни периферических сосудов, сахарный диабет и т.д.)

Лечение паронихии

При неосложненном течении заболевания возможно применение консервативных методов:

• антибактериальные препараты с учетом чувствительности возбудителя (если процесс вызван бактериями);
  • наложение повязок с лекарственными препаратами и антисептиками;
  • дренаж гноя.

Лечение кандидозной паронихии занимает более долгое время и предполагает применение противогрибковых препаратов, местную терапию (кремы, мази, растворы, антисептические повязки) и дренаж гноя. Хорошим терапевтическим эффектом в данном случае обладает ультразвуковая терапия.

При прогрессирующем течении паронихии показано хирургическое лечение под местной анестезией. Тактика и ход выполнения операции зависят от тяжести течения и степени поражения.

При любом варианте и форме патологического процесса важно устранение всех предрасполагающих факторов и лечение сопутствующих заболеваний.

Залогом успешного лечения паронихии на пальце руки или ноги является своевременное обращение к специалисту и грамотно подобранная терапия. Во избежание ухудшения состояния крайне не рекомендуется самостоятельный выбор методов лечения и подбор лекарственных препаратов – воспаление часто может носить осложненный характер или сопровождаться другими заболеваниями, а самодиагностика и самолечение нередко приводят к серьезным последствиям.

Записаться на консультацию к хирургу