Панариций – это острое гнойное воспаление тканей пальца, возникающее в случае их инфицирования при различного рода травмах: отрывании заусениц, ссадинах, занозах, колотых ранах и т.д.

Панариций вне зависимости от локализации – на пальце руки или на ноге – это не только неприятное и эстетически непривлекательное, но и достаточно опасное явление. Мало кто понимает, какие последствия могут быть от простого откусывания заусеницы или неудачно прищемленного ногтя.

Панариций

Почему развивается воспаление?

Непосредственной причиной развития воспалительного процесса является проникновение условно-патогенных микроорганизмов, обитающих на теле человека (преимущественно, стрептококков), через поврежденные участки кожи в более глубокие слои.

К предрасполагающим факторам панариция относят:

• нарушения техники выполнения маникюра и педикюра;
  • привычка грызть ногти, кусать пальцы;
  • хронические воспалительные процессы кожи;
  • сахарный диабет;
  • недостаток витаминов в организме;
  • иммунодефицитные состояния.

Панариций

Виды

Панариций на пальце в зависимости локализации воспаления бывает поверхностным и глубоким.

К поверхностным формам относят:

Кожный панариций – гной локализуется под эпидермисом кожи, образуя видимый пузырь. Настоятельно не рекомендуется самостоятельно пытаться его вскрывать, так как под ним может быть более глубокое воспаление.

Околоногтевой панариций, или паронихия – очаг воспаления в данном случае локализуется под корнем ногтя, а воспалительный процесс затрагивает мягкие ткани, окружающие ноготь, и сопровождается покраснением, припухлостью и нависанием мягкого валика над ногтем.

Подногтевой панариций – данная форма развивается после некачественно проведенного маникюра/педикюра или в результате распространения гноя при неизлеченном околоногтевом воспалении. Сопровождается распирающей, пульсирующей болью под ногтем. Кроме того, возможно его отслоение

Подкожный панариций – характеризуется увеличением объема пальца, затруднением движения им, сглаженностью межфаланговых складок, а также пульсирующими, нарастающими болями, которые часто являются причиной нарушения сна, вплоть до бессонницы.

Если игнорировать возникшую проблему, воспаление, даже кажущееся незначительным, может перейти в более глубокий ткани, вызывая сухожильную, костную, суставную формы.

Сухожильный панариций – воспаление сухожильного влагалища и сухожилие сгибателя пальца. Происходит утолщение пальца, зачастую его трудно разогнуть из-за сильной боли. Особенную опасность в этом случае представляют повреждения большого пальца и мизинца, так как воспаления ввиду анатомической связи может перейти на предплечье, что может привести к тяжелой форме флегмоны.

При суставном и костном панариции боли носят постоянный, пульсирующий, тупой характер. Движения пальцем затруднены ввиду распространенной отечности и сильной боли. Характерно и образование свищей, из которых продолжительное время истекает гной.

Особо опасным считается пандактилит – воспаление всех тканей пальца, что может привести в конечном итоге к его ампутации. Палец отечный, сине-багрового цвета. Процесс сопровождается выраженной интоксикацией организма, воспалением регионарных лимфатических узлов. Боли при пандактилите приобретают невыносимый, распирающий характер, при этом локализуются не только в пальце, но и в кисти.

Лечение панариция

Лечение заболевания любой формы должно проводиться под контролем специалиста. Опасность игнорирования проблемы или самолечения заключается в том, что даже при видимом минимальном воспалении процесс может сочетаться с более тяжелыми формами, а также отсутствие полной асептики, антисептики и стерильности зачастую приводит к распространению гнойного процесса на окружающие ткани.

Лечение кожной формы допускает местную терапию – срезание отслоившегося эпидермиса и полную обработку гнойной раны вне зависимости от ее размеров.

При подногтевом панариции ноготь удаляется полностью под местной анестезией.

Лечение сухожильной, суставной и костной форм также требуют оперативного, причем незамедлительного, хирургического вмешательства: гнойная полость вскрывается, промывается и тщательно обрабатывается антисептиками, при этом возможно повторное проведение манипуляции (в зависимости от распространенности и запущенности процесса).

Терапия также включает в себя:

• антибактериальные лекарственные средства: для легкой степени применяются повязки с антибактериальными мазями, в тяжелых случаях включаются антибиотики широкого спектра действия;
  • противовоспалительные препараты;
  • симптоматическая терапия – жаропонижающие, обезболивающие;
  • при тяжелых вариантах течения лечение включает иммуномодуляторы.

Категорически запрещается применение горячих ванночек и компрессов, так как это благоприятная среда для более быстрого размножения возбудителя и распространения инфекции.

Залогом успешного лечения панариция на пальце руки или ноги является своевременное обращение за медицинской помощью и грамотно подобранная терапия. Намного легче лечить начальные неосложненные формы, чем запущенные случаи панариция, которые нередко заканчиваются ампутацией пальца.

Записаться на консультацию к хирургу