Межпозвонковая грыжа: что это, как проявляется, чем лечить и как избежать?

Позвоночный столб – это сложный механизм, от состояния которого зависит функциональная работа всех других систем в организме человека. Современный темп жизни, нерациональные физические нагрузки, тяжелый физический труд и множество других факторов зачастую не лучшим образом сказываются на позвоночнике, доставляя в конечном итоге значительные неудобства в виде болей в спине, затрудненных движений и прочих проблем со здоровьем. К таким патологиям относится и межпозвонковая грыжа.

Межпозвонковая грыжа - причины и лечение

Что это за заболевание

Анатомическое строение составляющих позвоночного столба обеспечивает прямохождение, защиту спинного мозга с проходящими в нем нервами и кровеносными сосудами, рациональное распределение давления веса тела при физических нагрузках, а также позволяет человеку правильно двигаться.

Позвоночник состоит из 32-34 позвонков. Межпозвонковый диск, представляющий собой плоскую круглую прокладку, находится между телами соседних позвонков, выполняя функцию их удержания, амортизации динамических и статистических нагрузок, а также подвижности тел позвонков.

Межпозвонковый диск состоит из пульпозного ядра, удерживающего жидкость внутри, и окружающего его фиброзного кольца – плотных сухожилий. Под влиянием различных негативных факторов происходит дегенерация диска, то есть постепенные качественные изменения в его структурах, ведущие к анатомическим и функциональным нарушениям. С течением времени происходит разрыв фиброзного кольца и выпячивание из межпозвонкового пространства ядра – это патологическое изменение и есть межпозвонковая грыжа. При этом происходит увеличение давления между позвонками и сдавление нервных корешков, что проявляется выраженным болевым синдромом.

Причины межпозвонковой грыжи

К патологическим изменениям в структуре межпозвонкового диска могут привести:

• нерациональные физические нагрузки на позвоночник;
  • поднятие тяжестей;
  • сидячий образ жизни;
  • травмы позвоночника;
  • недостаточное развитие мышечного корсета;
  • неправильная осанка;
  • остеохондроз;
  • недостаточное количество сна – как ни странно, также негативно сказывается на состоянии диска, так как его наполнение жидкостью и восстановление происходит именно в период ночного сна в горизонтальном положении.

Симптомы межпозвонковой грыжи

Выпячивание межпозвонкового диска сопровождается характерными клиническими проявлениями:

• боль в спине;
  • скованность движений;
  • боли по ходу седалищного нерва (ишиас);
  • головные боли, головокружение, боль в шее, «простреливающая» в плечо или руку, снижение чувствительности пальцев рук, – при грыже в верхних отделах позвоночного столба;
  • ноющие боли в грудной клетке и верхней части позвоночника, – при грыже в грудном отделе;
  • боль в пояснице, иррадиирующая в бедро или ногу и усиливающаяся при ходьбе, – при грыже в нижних отделах.

Межпозвонковая грыжа - причины и лечение

Лечение межпозвонковой грыжи

В большинстве случаев используются консервативные методы:

• назначаются нестероидные противовоспалительные препараты, обезболивающие, хондропротекторы, витамины группы В и миорелаксанты в период обострения;
  • физиопроцедуры: мышечная электростимуляция, магнитотерапия, фонофорез, парафиновые аппликации;
  • массаж и лечебная физкультура.

Хирургическое вмешательство в современной врачебной практике проводится лишь в запущенных случаях, когда консервативные способы не приносят результата, или по серьезным медицинским показаниям.

Ударно-волновая терапия при межпозвонковой грыже

Благодаря уникальной способности преобразовывать волну в биологические внутриклеточные реакции, способствующие усиленной регенерации поврежденных тканей, ударно-волновая терапия (УВТ) является прекрасной методикой в комплексе восстановления межпозвонковых дисков и лечения грыжи.

В нашей клинике УВТ проводится на современном оборудовании высокого класса KIMATUR. Специально разработанные для конкретных заболеваний технологии воздействия (параметры частоты, давления, импульса) позволяют добиться максимальной результативности в лечении.

Профилактика межпозвонковой грыжи

Сводится к устранению факторов риска:

• больше двигайтесь, старайтесь не находиться долго в положении сидя;
  • больше спите;
  • старайтесь не подымать и не передвигать тяжелые предметы;
  • избегайте травм спины.

И помните, своевременно обнаруженная межпозвонковая грыжа гораздо легче поддается лечению консервативными методами, нежели запущенные случаи. При возникновении первых симптомов заболевания обратитесь за медицинской помощью к специалисту!

Записаться на консультацию к неврологу