Артроз височно-нижнечелюстного сустава: что это за заболевание, его причины, основные симптомы, принципы лечения и профилактики

Артроз ВНЧС – это хроническое заболевание, при котором происходит атрофия, деформация и ограничение подвижности височно-нижнечелюстного сустава, что обусловлено дегенеративными и дистрофическими нарушениями хрящевой ткани суставных поверхностей.

Артроз височно-нижнечелюстного сустава

Артроз височно-нижнечелюстного сустава развивается вследствие:

• нарушений со стороны гормональной системы организма;
  • травм в области сустава: как правило, в этом случае развивается артрит (воспаление сустава), но при отсутствии лечения или неправильном срастании хрящевых структур он переходит в артроз;
  • дефектов и аномалий челюсти: сюда относят дефекты зубного ряда, выпадение зубов, слишком плотное сжимание зубов, неправильный прикус, бруксизм (периодические непроизвольные сокращения жевательной мускулатуры, сопровождающиеся сжиманием челюстей и скрежетанием зубами);
  • неадекватного стоматологического лечения или ошибок специалиста: неправильно подобранный протез, некорректно установленный мост или коронка, завышенная пломба и др. – эти погрешности влекут за собой асимметричность суставов и, как следствие, одностороннюю перегрузку.

Кроме того, на развитие заболевания влияют также наследственная предрасположенность, инфекционные, системные и сосудистые патологии.

Артроз височно-нижнечелюстного сустава развивается постепенно.

К ранним признакам заболевания относятся:

• скованность сустава по утрам, которая проводит в течение дня;
  • щелканье, хруст челюсти;
  • тупые боли при жевании, глотании, разговоре и других функциональных нагрузках на сустав;
  • постоянные ноющие боли, усиливающиеся при повышенной нагрузке на сустав, – при присоединении реактивного синовита.

Если своевременно не начато грамотное лечение, проявляются следующие симптомы:

• тугоподвижность височно-нижнечелюстного сустава;
  • асимметрия лица;
  • смещение челюсти в сторону пораженного сустава при открывании рта;
  • заметное ограничение амплитуды движения нижней челюсти;
  • онемение и покалывание кожи в области пораженной области;
  • боль в ухе, в глазу, головная боль, снижение слуха на стороне пораженного сустава.

Артроз височно-нижнечелюстного сустава

Лечение артроза ВНЧС

Своевременное обращение за медицинской помощью является залогом эффективного лечения и скорейшего выздоровления. Запущенные стадии артроза височно-нижнечелюстного сустава крайне тяжело поддаются терапии, так как нередко дистрофические изменения носят необратимый характер.

Эффективность лечения достигается благодаря комплексному подходу к решению проблемы, а именно:

• назначается ряд лекарственных препаратов: хондропротекторов, обезболивающих, в некоторых случаях возможно применение нестероидных противовоспалительных препаратов;
  • применение различных ортопедических конструкций: зубных кап, межзубных пластин – для устранения деформаций при движениях суставом, специальных зубных протезов – для восстановления правильного положения зубного ряда, внешних ортопедических изделий – для снижения нагрузки на сустав и снижения болевого синдрома;
  • физиотерапевтические процедуры: электрофорез, воздействие лазером, магнитотерапия, лечение грязями, воском, парафином;
  • важно также соблюдать диету для минимизации нагрузки на сустав – пища должна быть полужидкой, необходимо отказаться от твердых продуктов, жевательных резинок и т.д.

Хорошие результаты в комплексе лечения артроза ВНЧС дает ударно-волновая терапия. Воздействие акустическими волнами на патологически измененные ткани способствует:

• улучшению кровоснабжения, микроцикруляции крови и обменных процессов в пораженном суставе;
  • значительному снижению или полному устранению болевого синдрома;
  • остановке разрушения хрящевой ткани и ускорению регенерации.

В ходе лечения важно не только устранить все клинические проявления и симптомы, но и воздействовать на причину развития заболевания: нормализовать работу гормональной системы, корректировать стоматологические погрешности, устранить дефекты зубного ряда и т.д.

Хирургическое лечение проводится в запущенных стадиях артроза ВНЧС или при травмах сустава. Оперативное вмешательство предполагает удаление внутрисуставного хряща или головки нижней челюсти с последующей заменой на имплантат.

Профилактика

Развития патологических изменений можно избежать, придерживаясь несложных рекомендаций:

• избегайте травм в области височно-нижнечелюстного сустава;
  • своевременно лечите инфекционные, системные и сосудистые заболевания;
  • следите за состоянием полости рта, регулярно посещайте стоматолога;
  • при первых симптомах (боли при жевании, скованность челюсти и т.д.) незамедлительно обращайтесь за квалифицированной медицинской помощью.

Записаться на консультацию к хирургу