Артроз коленного сустава: что это за заболевание, его причины, основные симптомы, принципы лечения и профилактики

Артроз коленного сустава – это хроническое заболевание, при котором происходит атрофия, деформация и ограничение подвижности сустава, что обусловлено дегенеративными и дистрофическими нарушениями хрящевой ткани суставных поверхностей. Другое название патологии – гонартроз.

Причины

Основными предрасполагающими к развитию артроза коленного сустава факторами являются:

• избыточный вес;
  • травмы коленных суставов и менисков, переломы ног;
  • спортивные травмы, связанные с нерациональными физическими нагрузками;
  • нарушение обменных процессов в организме;
  • врожденная слабость связочного аппарата;
  • наследственная отягощенность;
  • инфекционные, системные и сосудистые заболевания.

Артроз коленного сустава развивается всегда постепенно.

К ранним признакам заболевания относятся:

• слабо ощутимые боли в колене при ходьбе, которые усиливаются при сгибании и разгибании сустава, хождении вверх и вниз по лестнице;
  • хруст в суставе;
  • незначительная скованность движений в суставе после длительной неподвижности, например, после сна.

Если своевременно не начато грамотное лечение, проявляются следующие симптомы:

• постоянные боли в колене;
  • отек и покраснение пораженной области;
  • ограничение подвижности в суставе;
  • заметная скованность сустава после ночного сна;
  • усиление болей после переохлаждения или при переменах погоды.

Запущенные стадии гонантроза сопровождается следующей клинической картиной:

• постоянные сильные боли при любых движениях;
  • скованность по утрам достигает такой степени, что требуется время на восстановление подвижности;
  • хромота;
  • в ряде случаев наблюдается укорочение конечности;
  • увеличение размеров колена за счет сильного отека.

В конечном итоге, происходит полное разрушение хрящевой ткани, боли становятся нестерпимыми, а подвижность в суставе полностью утрачивается.

Лечение коленного сустава

Своевременное обращение за медицинской помощью является залогом скорейшего выздоровления. Запущенные стадии артроза коленного сустава намного тяжелее поддаются безоперационному лечению ввиду необратимости дистрофических изменений.

Эффективность консервативного лечения достигается благодаря комплексному подходу к решению проблемы, а именно:

• обеспечение покоя конечности и максимальное снижение нагрузок на пораженный сустав;
  • назначается ряд лекарственных препаратов: хондропротекторов, сосудорасширяющих, обезболивающих, в некоторых случаях возможно применение нестероидных противовоспалительных препаратов;
  • плазмолифтинг – введение собственной плазмы крови пациента в пораженный сустав;
  • различные ортопедические приспособления, подбираемые в зависимости от стадии заболевания и индивидуальных особенностей организма: наколенники, индивидуальные стельки, изготовленные на заказ, трость и т.д.;
  • ношение правильной обуви – на низком широком каблуке и с мягкой эластичной подошвой;
  • физиотерапевтические процедуры: электрофорез, фонофорез, миостимуляция;
  • лечебная физкультура, массаж;
  • диетотерапия.

Прекрасные результаты в комплексе лечения гонартроза дает ударно-волновая терапия. Воздействие акустическими волнами на патологически измененные ткани способствует:

• улучшению кровоснабжения, микроцикруляции крови и обменных процессов в пораженном суставе;
  • разрушению и выведению солей кальция;
  • значительному снижению или полному устранению болевого синдрома;
  • остановке разрушения хрящевой ткани и ускорению регенерации.

В ходе лечения важно не только устранить все клинические проявления и симптомы, но и воздействовать на причину развития заболевания: нормализовать работу гормональной системы, устранять проблему лишнего веса, лечить системные и сосудистые заболевания и т.д.

Хирургическое лечение проводится в запущенных стадиях артроза коленного сустава. Оперативное вмешательство может быть проведено несколькими методами:

• пункция – при наличии избыточного количества жидкости в суставе;
  • удаление элементов разрушенных хрящевых тканей – эта операция называется артроскопия;
  • удаление внутрисуставного хряща с последующей заменой на имплантат (при его полном разрушении).

Артроз коленного сустава - лечение

Где лечить артроз коленного сустава в Москве

Наша клиника предлагает эффективное комплексное лечение различных заболеваний суставов, в том числе и гонартроза. Большой опыт наших специалистов, современное высокотехнологичное оборудование и индивидуальный подход к каждому пациенту гарантируют точность всех диагностических мероприятий, а также максимальные результаты терапии.

Профилактика

Развития патологических изменений можно избежать, придерживаясь несложных рекомендаций:

• избегайте травм нижних конечностей, в особенности в области колена;
  • своевременно лечите инфекционные, системные и сосудистые заболевания;
  • держите вес в пределах допустимой для вас нормы;
  • даже при незначительных болях в колене незамедлительно обращайтесь за квалифицированной медицинской помощью для предупреждения развития дистрофических изменений.

Записаться на консультацию к хирургу