Цистит – это урологическое заболевание, характеризующееся развитием воспалительного процесса на слизистой оболочке мочевого пузыря.

Ввиду анатомических особенностей цистит чаще встречается у женщин, нежели у мужчин – женская уретра короче и шире, что способствует более быстрому проникновению инфекции в мочевой пузырь.

Причины цистита

Основной причиной заболевания является инфекция. Однако незначительное количество бактерий может присутствовать в мочевом пузыре без развития патологического процесса, так как местный иммунитет органа в норме достаточно высок.

Размножение бактерий и цистит у женщин провоцируют переохлаждения (как половых органов, так и всего организма в целом). Частой причиной является также дисбактериоз влагалища или его инфекционное воспаление.

У мужчин самой распространенной причиной являются половые инфекции – хламидиоз, гонорея и др.

Еще одной достаточно часто встречающейся причиной цистита бактериального происхождения является кишечная палочка, проникающая в уретру из прямой кишки.

Кроме этого, развитию воспалительного процесса способствуют:

• сниженный иммунитет;
  • авитаминозы;
  • нарушения со стороны эндокринной системы;
  • сильные стрессы;
  • малоподвижный образ жизни, провоцирующий застой крови в области таза;
  • неправильное или недостаточное лечение заболеваний, передающихся половым путем;
  • травмы мочевого пузыря, в том числе вследствие длительного использования катетера;
  • аденома простаты, вследствие которой происходит задержка мочи;
  • плохая гигиена половых органов;
  • иногда цистит может возникнуть как аллергическая реакция на средства личной гигиены или спермицидные гели.

Симптомы цистита

Острая стадия заболевания имеет довольно выраженные признаки:

• частые позывы к мочеиспусканию, при этом может выделяться очень малое количество мочи;
  • боли, рези при мочеиспускании, которые усиливаются в конце;
  • помутнение мочи;
  • слабость, ознобы, общее ухудшение самочувствия, иногда повышается температура тела.

При появлении любого из вышеперечисленных признаков необходимо незамедлительно обратиться в медицинское учреждение за квалифицированной помощью!

Лечение цистита

Терапия должна проводиться под контролем специалиста! В первую очередь, необходимо правильно поставить диагноз, а при подтверждении цистита – выяснить основную причину, что возможно только на основании результатов анализов, сбора анамнеза и полной клинической картины. При этом, скорее всего, потребуется УЗИ для исключения воспаления в других органах мочевой системы.

Кроме того, только врач грамотно подберет комплекс препаратов для эффективного лечения цистита. Самостоятельный подбор лекарств, а также распространенные методы народной медицины могут не только не избавить от имеющейся проблемы, но и усугубить состояние – видимое уменьшение неприятных симптомов не гарантирует устранение основной причины заболевания – инфекции.

В дальнейшем это приводит к хронизации цистита с более тяжелыми периодами обострений. Кроме того, инфекция с мочевого пузыря при отсутствии должной терапии может распространиться и в почки, вызвав развитие пиелонефрита.

Лечение цистита включает:

• антибактериальные препараты;
  • обезболивающие;
  • спазмолитики;
  • мочегонные, травяные сборы или препараты (при отсутствии противопоказаний);
  • обильное теплое питье;
  • брусничные, клюквенные морсы;
  • исключение острой, пряной и очень соленой пищи, алкоголя (также не желательно употребление шоколада и цитрусовых);
  • в период лечения острой стадии стоит воздержаться от половых контактов.

В случае, когда цистит является вторичным (то есть следствием другой патологии), необходимо также лечить и основное заболевание.

По завершению курса требуется контрольный анализ мочи, чтобы полностью исключить наличие в мочевом пузыре воспалительного процесса.

Лечение хронического цистита, как правило, предполагает систематические курсы комплексной терапии.

Осложнения цистита

Среди самых распространенных последствий неправильного или несвоевременного лечения острого цистита выделяют:

• переход в хроническую стадию;
  • пиелонефрит;
  • интерстициальный цистит – поражение мышечного слоя мочевого пузыря, вследствие чего нарушаются функции органа;
  • кровь в моче – гематурия.

Профилактика цистита

«Любую болезнь лучше предупредить, чем лечить» – это крылатое выражение очень подходит к циститу, особенно у женщин, так как, к сожалению, если хотя бы один раз переболеть им, в будущем высока вероятность повторных обострений при благоприятных для развития воспаления факторах.

Не допустить проникновения инфекции в мочевой пузырь можно при соблюдении несложных правил:

• избегать переохлаждений;
  • поддерживать иммунитет;
  • стараться мочиться после каждого полового акта;
  • своевременно лечить ЗППП и другие болезни мочеполовой системы;
  • снизить количество потребляемой сильно соленой, пряной и острой пищи, алкоголя;
  • вести активный образ жизни, при сидячей работе – устраивать активные пятиминутки;
  • своевременно устранять проблемы с кишечником;
  • регулярно проходите профилактические осмотры уролога и гинеколога.

Записаться на консультацию к гинекологу